Этапы обучения детей плаванию школьного возраста и младенцев имеют различия, но начинаются с единой цели - научиться погружаться.
Младенец начинает свой плавательный путь с ныряния и довольно долго остается на данном этапе, ведь его голова в пропорции к телу значительно тяжелее, чем у взрослого. Ему физиологически сложно принять горизонтальное положение на воде, поэтому примерно до 1,5 лет самостоятельное плавание — это в основном ныряние и скольжение в толще воды.
Дети постарше начинают с погружения, а дальше осваивают навык самостоятельно держаться в толще воды.
Подросток же в силу анатомо-физиологического особенностей опорно-двигательного аппарата способен овладеть безупречной техникой плавания после обучения погружению и навыку удержания своего тела в воде.
Какие цели являются основными при обучении детей плаванию в разных возрастах
Основные цели плавания детей до года — оздоровление и развитие психомоторики. У дошкольника же основной целью является навык самостоятельно держаться в воде, чтобы безопасно наслаждаться морем и другими естественными водоемами в теплое время года. Базовый принцип для работы с дошкольниками, в силу наглядно — образного мышления — всё через игру и развлечение, у младенцев же, через заветную и вкусную цель.
Развитие навыков плавания в нашем теплом бассейне в возрасте 0-7 лет соответствует следующей 12-ступенчатой траектории:
- Адаптируемся к пространству, инструктору, воде, другим детям;
- Погружаемся;
- Пробуем лежать на спине, погружаемся с плотика и скользим в толще воды;
- Подключаем инвентарь, учимся самостоятельно плавать в толще воды, пробуем доставать со дна предметы;
- Проплываем самостоятельно 3 метра, обучаемся простилевым элементам;
- Осваиваем плавание в ластах, скользим на спине, закрепляем предыдущие этапы;
- Преодолеваем 2 бассейна (10 м), осваиваем кроль и брасс, по элементам (отдельно руки, отдельно ноги), учимся координировать свое тело в воде;
- Осваиваем плавание другими стилями - баттерфляй, плавание на спине, изучаем по элементам (отдельно руки, отдельно ноги);
- Осваиваем плавание в координации (кроль и брасс);
- Осваиваем плавание в координации (баттерфляй и кроль-спина);
- Осваиваем плавание в полной координации (все 4 стиля);
- Осваиваем базовые навыки самоспасения, развороты в кроле, кувырки, тд.
Если ребенок приступает к тренировкам более старшего возраста, то к целям прибавляется физическая выносливость, подготовка к спортивной школе и другие, в зависимости от диагностики нашим специалистом и от потребностей родителей. Важно учитывать, что с возрастом адаптационные элементы сокращаются, но все равно остаются в плане тренировки, особенно, когда ребенок только начинает свой путь.
Если первые занятия плаванием начинаются в школьном возрасте, но ребенок умеет самостоятельно держаться на воде и погружаться, то можно сразу начинать с освоения простилевого плавания.
Важно ли наличие профессиональных инструкторов?
Базовые навыки у дошкольника (нырять, держаться на воде, самостоятельно плыть без техники) может дать и родитель, но насколько правильную базу он сможет заложить в ребенке, не зная основ правильной моторики в рамках воды?
Работа же с самым нежным возрастом (до года) требует специализированных знаний и навыков, у родителей высок риск травмировать малыша, поэтому так важно обращаться к специалистам.
Правильное дыхание, правильное исполнение элементов стилевого плавания даст только профессионал. Важно понимать, умение плавать не равно уметь учить плавать. Профессиональный пловец, не имеющий педагогических навыков и харизмы учителя, может показать, как плыть, но вряд ли сможет увлекательно провести ребенка по всем этапам изучения плавания.